Дневник Белой Вороны (gioconda_indis) wrote,
Дневник Белой Вороны
gioconda_indis

Categories:
  • Music:

Барокко. Италия. Архитектура. Для любования и размышления

Оригинал взят у maroona_art в Барокко. Италия. Архитектура.


Мировоззрение 17 века пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, в котором он занимает совсем не главное место, а растворен в его многообразии, подчинен среде, обществу, государству. Отражая сложную атмосферу времени, барокко соединило в себе казалось бы несоединимые элементы. Черты мистики, фантастичности, иррациональности, повышенной экспрессии удивительно уживаются в нем с трезвостью и приземленностью.

Место и время развития барокко – 17 век. Сначала это Италия, затем Испания, Португалия, Фландрия, несколько позже – Германия, Австрия, Англия, Скандинавия, Восточная Европа, Новый Свет.

[Читать далее]

Италия.

В 17 веке стиль барокко был ведущим стилем в искусстве Италии. Его принципы раньше всего сложились в архитектуре.

Начало нового стилистического этапа после Ренессанса знаменует церковь Иль Джезу, построенная в 1575-1584 годах архитекторами Виньолой и Джакомо делла Порта (ученик Виньолы и Микеланджело).

Церковь была принята за канон для иезуитских храмов по всей Европе (особенно в Речи Посполитой, в Украине, Литве и Белоруссии), а также в Латинской Америке.



Иль Джезу, Виньола и Джакомо делла Порта


В церкви Санта Сусанна (1596-1603) уступы стены по сторонам от портала и сильно выделенные центральные оси создают впечатление движения, нарастающего от краев к середине фасада. Сильно выраженное стремление вверх нарушает тектонические принципы ордерной системы: вместо равновесия несущих и несомых частей – их борьба, напряжение, контрасты, сложное динамическое взаимодействие.



Санта Сусанна, К. Мадерна.

Мастера барокко искали в ордере не конструктивную логику, а декоративную выразительность. Колонны, пилястры, карнизы, фронтоны и т.д. как бы вырастают из поверхности стены; они стремятся удвоиться, утроиться, одна форма незаметно превращается в другую.




Сант-Иньяцио, 1650, Алессандро Альгарди



Санта Мария ин Капителли, 1662-1675, Карло Райнальди.

Впечатление пластичности и динамики форм усиливали также контрасты сета и тени на сложной, богатой по рельефу поверхности фасада.



Санти Винченцо-э-Анастасио, 1650, Мартино Лунги младший



Сант Аньезе, 1645-1650, Карло Райнальди, Борромини.

Пространственность – как взаимодействие архитектурного объема с внешней средой и как особенность трактовки самой архитектурной формы – составляет специфическую черту барочного зодчества. Большое значение получила в это время лестница, примыкающая к фасаду,- она подчеркивала динамику архитектурных форм и продолжала ее вовне, соединяя здание с окружающим пространством.





Санта Мария Маджоре, 1673, Карло Райнальди.


В сооружениях барокко пространство как бы активно воздействует на архитектуру: формы то поддаются под ее натиском, то, сопротивляясь ему, выступают вперед и включают пространство в свою структуру.



Санта Мария делла Паче, 1656-1657, Пьетро да Кортона.


В фасаде церкви Санта Мария делла Паче взаимодействие здания с наружным пространством выражено выгибом стены верхнего этажа – движение, которое подхватывает и продолжает сильно выступающий закругленный портик с его неравномерным ритмом колонн.

Архитектура барокко «втягивает» человека в свое пространство и властно приобщает к своему эмоциональному бытию.

Пространственность сооружения являлась столь важным фактором его образной выразительности, что мастера барокко пользовались различными приемами, что бы добиться иллюзии реального существования воображаемого, «фиктивного» пространства. Так, Бернини прибегает к перспективному трюку : лестница, соединяющая собор св. Петра с Ватиканским дворцом, по мере удаления от нижней площадки, сужается, колонны, размещенные на ее ступенях, - сближаются и уменьшаются по высоте, различную высоту получили и сами ступени. Это создает впечатление огромного масштаба и протяженности лестницы.



Скала Реджа (Королевская лестница), 1663—66, Джованни Лоренцо Бернини.

Пространство интерьера также динамизируется, усложняется, обогощается пластическими контрастами – недаром мастера барокко часто использовали для построек, наряду с базиликальным, сложные планы. Церковь Сант Андреа имеет очертания эллипса – беспокойные, словно стремящиеся к изменению.



В предельно заостренной форме барочные принципы воплотились в творчестве Франческо Борромини (1599-1667) – второго крупнейшего зодчего Италии 17 века.





Сан Карло алле Куаттро, 1634-1667, фасад – Франческо Борромини.

В церкви Сан Карло алле Куттро на наших глазах как бы происходит становление форм: линия фасада искривлена, подвижна, антаблементы изгибаются то внутрь, то наружу, членения не получают завершения: антаблемент второго этажа разорван в центре и здесь помещен овальный картуш, который поддерживают два летящих ангела. Стена как бы растворяется в выступах и проемах, в игре светотени.




Интерьер церкви Сан Карло алле Куаттро, 1634-1667.

Усложненная динамика фасада и его напряженная пластика получают продолжение в интерьере церкви. Стены следуют очертаниям овала, но при этом то выходят вперед, то отступают. Ниши, колонны, пилястры, скульптура, декоративные формы предстают под разными углами, в сложных ракурсах и кажутся бесконечно разнообразными.

В стиле барокко скульптура, живопись, разнообразная пластическая декорация как бы продолжали архитектурные формы и помогали прочувствовать их специфику. Синтез дополнялся безудержной пышностью отделки (разноцветный мрамор, стукко, бронза, дерево, латунь) и эффектами освещения. Церковный интерьер являлся не только идеальной для католического богослужения средой, ослепительно-блестящей и театрально-приподнятой, но и превращался для молящегося в некий иллюзорный, иррациональный и в то же время чувственно осязаемый мир.

К прекраснейшим созданиям барочной архитектуры принадлежат загородные резиденции знати – виллы в окрестностях Рима. Ансамбль виллы, включавший здание и парк, размещался обычно на склоне холма. Парк строился террасами, которые связывались между собой лестницами и пандусами.



Вилла Альдобрандини во Фраскау, 1598-1603, Дж. Делла Порта,К. Мадерна.

Лучшим архитектурным ансамблем Италии 17 века стала площадь перед собором св.Петра в Риме, спроектированная Бернини.



Собор и площадь св. Петра в Риме.

Площадь организована так,что человек не направляется к собору по прямой, а должен идти вдоль коллонады, подчиняясь направлению движения, заданному Бернини. Он воспринимает здание собора в единстве с коллонадой и фонтанами. Фасад собора вырастает перед зрителем в момент непосредственного приближения к зданию. Но ошеломляющая грандиозность собора была уже подготовлена пространственным размахом площади, гигантской колоннадой.

В сложении и развитии искусства итальянского Барокко очень большую роль сыграл Джованни лоренцо Бернини.

Движение- одна из главных закономерностей бытия – олицетворяло для барокко саму стихию жизни. Поэтому динамика является для Бернини существеннейшим элементом художественного решения.



Аполлон и Дафна, 1622-1625, Бернини.

В группе «Аполлон и Дафна» движение трактовано по-новому, как процесс, длящийся во времени. Зритель становится свидетелем погони Аполлона, видит, как он уже настигает Дафну и как нимфа превращается в лавровое дерево.

Бернини стремился включить в сферу своего искусства разнообразные жизненные впечатления и приблизить пластический язык к реальности.



Портрет кардинала Шипионе Боргезе, 1632, Бернини.

В портрете Шипионе Боргезе вещественная достоверность в трактовке формы подчеркивала ощущение близости, реальности облика, а движение, пронизывающее скульптуру (голова повернута, губы приоткрыты, шапочка сдвинута наискось), помогало уловить в модели и неповторимое своеобразие внешности и особый тонус ее внутренней жизни. Персонажи Бернини выявляют себя в действии, в разговоре, им как бы необходим собеседник, зритель, чтобы раскрылись главные черты их натуры. Это характеры, которые обращены вовне, и поэтому между портретом и зрителем устанавливается непосредственный и мгновенный контакт.

Обращение к зрителю составляет одну из важных особенностей искусства барокко, стремящегося активно воздействовать на человека, потрясти его, продиктовать ему чувства и идеи.

С целью яркого эмоционального воздействия на зрителя связано и стремление Бернини к «большому эффекту»: он сочетает различные по цвету и фактуре материалы- бронзу, цветной мрамор, стекло и т.п. Богатая цветовая палитра, разнообразие поверхностей, специально направленный свет придавали скульптуре живописный характер.

Пространственность композиции, театрализация, вещественность пластического воплощения приближали зрителя к происходящему, приобщали его к изображенным персонажам и событиям. Тем самым как бы стиралась граница между произведением искусства, изображением и зрителем.





Знаменитая алтарная композиция «Экстаз святой Терезы» ярко раскрывает характер барочного образа. Группа помещена в глубине алтаря, обрамленного словно раздвигающимися колоннами. Свет, идущий из окна, скрытого за фронтоном, отражается в позолоченных лучах, на фоне которых помещены фигуры, так что вокруг них образуется мистическое сияние. Чувственное и непостижимое, телесное и духовное, реальное и иллюзорное существуют в «Экстазе святой Терезы» в нерасторжимой и противоречивой взаимосвязи, а их конфликт получает трагическую окраску.

Капелла Корнадо, в которой находится алтарь святой Терезы, создана по замыслу Бернини как цельный ансамбль, где архитектура, скульптура и живопись сливаются в абсолютном единстве, - капелла превращается в особый мир, законами которого Бернини властно подчиняет зрителя.

Барочная скульптура
– не только декоративная пластика, но и алтари, надгробия, статуи – органично связана с архитектурной средой – с фасадом и интерьером здания или застройкой площади, средой, которая во многом определяла ее ритмико-композиционную организацию. Примером тому служат и фонтаны- лучшие архитектурно-скульптурные создания Бернини. Стержнем их композиционного замысла всегда является движение воды, соответствующим образом организованное мастером.



Фонтан Тритона, 1637, площадь Барберини, Бернини.






Фонтан Мавра, 1648-1655, площадь Навона, Бернини.


Фонтаны «Тритон» и «Мавр» своими формами как бы вторят непрестанному движению воды, ее неумолчному шуму.





Фонтаны Бернини исполнены динамической силы. В фонтане «Четырех рек» потоки и струи воды то мощные, широкие и буйные, то спокойные и тихие – бьют в разных направлениях.
Фонтаны Бернини стали неотъемлемой частью архитектуры Рима.

Основные источники:
Малая история искусств, издательство «Искусство», 1974 г.
История искусства Западной Европы, издательство «Юрайт», 2014, Т.В. Ильина






Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments